«Новые требования МЧС к обучению в области пожарной безопасности: переход к типовым программам и управлению рисками»

(Автор: АНО ДПО СИТИ “Столица”)


О чем речь?

В октябре 2025 года опубликован проект федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”»,
разработанный МЧС России. Этот документ направлен на совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности, уточнение полномочий, повышение персональной ответственности и обновление подходов к обучению специалистов.

Для образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (ДПО), эти изменения имеют фундаментальное значение. Законопроект фактически переформатирует систему подготовки кадров в сфере пожарной безопасности, усиливая роль типовых программ, утверждённых МЧС России, и устанавливая ограничения на дистанционное обучение.


1. Новый вектор законодательства: переход от формального контроля к риск-ориентированной модели

Проект закона фиксирует переход от «формального надзора» к модели управления рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В статью 6 вводится положение, позволяющее объединять надзорные мероприятия в единую систему с учётом оценки и управления рисками.

📘 Это означает, что теперь специалист должен уметь анализировать пожарные риски, оценивать вероятность и последствия пожара, а также принимать решения на основе количественных расчётов.

🎯 Для системы обучения это открывает новый запрос на специалистов аналитического профиля, владеющих методами расчётов пожарного риска и современными инструментами моделирования.
Учебным центрам необходимо пересмотреть программы, усилив блоки по риск-менеджменту и цифровым методам анализа безопасности объектов.


2. Реестр специалистов и стандартизация компетенций

В статьях 16 и 24 проекта предусмотрено создание реестра лиц, проводящих расчёты по оценке пожарного риска и иных исследований, подтверждающих пожарную безопасность объектов.
Такой шаг формирует новую систему профессиональной сертификации в области пожарной безопасности.

Для образовательных организаций это означает:

  • необходимость разработки программ, соответствующих требованиям к аттестуемым лицам;
  • повышение роли практических модулей, связанных с проведением испытаний, анализом проектных решений и подготовкой отчётной документации;
  • ориентацию учебных программ на новую компетентностную модель, определяемую МЧС России.

Таким образом, подготовка специалистов по пожарной безопасности становится регулируемой профессиональной деятельностью, а образовательный процесс — инструментом допуска к ней.


3. Статья 25 и новая реальность обучения: дистанционные технологии — только по типовым программам

Самое значимое изменение для учебных центров содержится в новой части 6 статьи 25:

«Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не допускается,
за исключением случаев, определённых типовыми дополнительными профессиональными программами в области пожарной безопасности

Эта норма вводит новый правовой фильтр:
только типовые программы, утверждённые МЧС России, могут предусматривать применение дистанционного обучения.
Все остальные (авторские, корпоративные, «адаптированные») программы смогут реализовываться только очно.


4. Что такое типовые программы и почему ключевым ОТЧПриказ № 1120

Законопроект напрямую не называет конкретный документ, однако в настоящее время действует
Приказ МЧС России № 1120 от 18 декабря 2020 г.
«Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

Именно этот приказ определяет:

  • структуру и содержание типовых ДПО-программ;
  • категории слушателей;
  • рекомендуемый объём и формы обучения, включая допустимость электронного обучения и дистанционных технологий.

В перечень типовых программ по Приказу № 1120 входят:

  1. Повышение квалификации руководителей организаций и ответственных за пожарную безопасность.
  2. Подготовка лиц, проводящих противопожарный инструктаж.
  3. Обучение специалистов, осуществляющих расчёты по оценке пожарного риска.
  4. Переподготовка специалистов пожарно-технического профиля.
  5. Повышение квалификации преподавателей и инструкторов по пожарной безопасности.

В большинстве этих программ допускается смешанная или дистанционная форма обучения, при условии сохранения контроля знаний и практических элементов.


⚖️ Таким образом:

  • Да, программы, утверждённые Приказом № 1120, могут реализовываться дистанционно,
    поскольку именно они относятся к тем «типовым дополнительным профессиональным программам», о которых говорит новый законопроект.
  • Нет, любые иные (самостоятельно разработанные) программы не смогут использовать дистанционные формы после вступления изменений в силу.

Это создаёт новую систему допуска образовательных технологий — отныне дистанционное обучение в сфере пожарной безопасности будет возможно только в рамках программ, прошедших государственное утверждение МЧС России.


5. Повышение роли ответственных за эксплуатацию зданий

Отдельного внимания заслуживает новая статья 37¹ проекта закона, устанавливающая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию зданий и сооружений.
Теперь такие лица обязаны:

  • разрабатывать и реализовывать меры пожарной безопасности;
  • контролировать техническое состояние объектов;
  • соблюдать противопожарный режим и исполнять предписания надзора;
  • включать условия пожарной безопасности в договоры аренды и эксплуатации.

Эта норма существенно расширяет ответственность управленческого персонала, что означает необходимость системного обучения администраторов, инженеров, арендодателей и других должностных лиц, задействованных в эксплуатации зданий.


6. Значение реформы для системы ДПО

Принятие проекта приведёт к формированию новой образовательной модели в области пожарной безопасности, основанной на трёх ключевых принципах:

  1. Стандартизация программ — обучение только по типовым ДПО-программам, утверждённым МЧС России.
  2. Профессионализация подготовки — обучение становится элементом допуска к деятельности (через реестр специалистов).
  3. Практико-ориентированный подход — усиление роли практических занятий, тренажёров, кейсов и ситуационных задач.

7. Рекомендации от АНО ДПО «СИТИ “Столица”»

Как ведущий учебный центр в сфере ДПО, мы предлагаем следующий алгоритм адаптации:

  1. Провести аудит всех образовательных программ на соответствие Приказу № 1120 и другим типовым документам МЧС.
  2. Обновить учебно-методическую базу, обеспечив отражение компетенций, связанных с риск-ориентированным управлением и оценкой пожарного риска.
  3. Разработать обоснование применения дистанционных технологий с указанием на конкретные пункты типовых программ.
  4. Организовать переподготовку преподавательского состава с учётом новых требований законодательства.
  5. Создать учебно-экспертные лаборатории и симуляционные классы, обеспечивающие практическую подготовку слушателей.
  6. Приступить к пилотному обновлению программ, включающих современные цифровые технологии и средства визуализации рисков.

Заключение

Проект изменений в Федеральный закон № 69-ФЗ знаменует переход к новой философии обучения в области пожарной безопасности:
от формального прохождения курсов — к системной подготовке специалистов, способных управлять рисками, обеспечивать безопасность объектов и нести персональную ответственность.

Для образовательных центров наступает этап глубокой методической перестройки.
АНО ДПО «СИТИ “Столица”» готово стать одним из первых учебных учреждений, которые не просто адаптируются под новые требования, но и формируют новые стандарты профессионального образования в области пожарной безопасности.

Актуальные программы по пожарной безопасности в соответствии с Приказом МЧС РФ № 1120 от 16 декабря 2024 года (раннее от 18 ноября 2021 г. N 806):

Минимальный срок обучения – 72 часов, максимальный – 256 часов. После прохождения курсов слушатель получит удостоверение установленного государственного образца, которое принимается всеми государственными органами. Если хотите повысить квалификацию, у вас должно быть среднее-профессиональное или высшее образование.

Пожарная безопасность
1.Пожарная безопасность для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа16 часов
2.Пожарная безопасность для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности24 часа
3.Пожарная безопасность для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности24 часа
4.Пожарная безопасность для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности24 часа
5.Специалист по пожарной профилактике (с выдачей диплома о профессиональной переподготовке)256 часов
6.Пожарная безопасность в строительстве72 часа
7.Независимая оценка рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности72 часа

Скачайте – Полный перечень программ СИТИ Столица.

АНО ДПО СИТИ “Столица” предлагает программы обучения по промышленной безопасности (Ростехнадзор).

Более подробную информацию о курсах по пожарной безопасности, которые предлагает (АНО ДПО СИТИ «Столица», Вы можете получить по телефонам 8(495) 146-69-46 или 8 (800) 775-75-17 (бесплатно по РФ), или по электронной почте info@sciti.ru.